Главная Бизнес Росжелдор предложил легализовать частные железные дороги для пассажиров

Росжелдор предложил легализовать частные железные дороги для пассажиров

от admin

Росжелдор считает необходимым легализовать пассажирские перевозки на частных ж/д

Росжелдор попросил Минтранс легализовать пассажирские перевозки на частных железных дорогах. В регионах России они пользуются популярностью: зачастую это единственный способ добраться до нужного населенного пункта

Общественный совет Федерального агентства железнодорожного транспорта (Росжелдор) обратился к Минтрансу с предложением рассмотреть вопрос о статусе пассажирских перевозок на железнодорожных путях необщего пользования. Об этом говорится в письме замминистру транспорта Валентину Иванову (есть в распоряжении РБК).

Росжелдор считает необходимым легализовать транспортировку пассажиров на частных железных дорогах из-за высокого спроса на их использование среди жителей отдаленных точек России, сообщил РБК Александр Маняхин, исполнительный директор ассоциации «Промжелдортранс» (объединяет 85% всех владельцев путей необщего пользования). Он отметил, что этот вопрос уже поднимался в Минтрансе.

РБК обратился за комментарием в министерство.

Зачем нужна легализация частных железных дорог

Собственниками путей необщего пользования выступают, как правило, различные промышленные предприятия: они используются, например, при доставке сотрудников до места работы. Организации, эксплуатирующие пути промышленного железнодорожного транспорта,— это, по сути, посредники между РЖД и конечным потребителем, поясняет Кирилл Янков, председатель Союза пассажиров. «Грубо говоря, такие компании «сели» на эти пути, пролегающие от станции РЖД к заводу, и ведут себя как маленький монополист»,— говорит эксперт.

Помимо путей необщего пользования, перевозку пассажиров осуществляют узкоколейные железные дороги, размещенные в лесной местности. Сейчас они также используются незаконно, хотя на такой транспорт можно купить билеты. По словам Янкова, эту деятельность остановить невозможно. «В глуши есть достаточно населенных пунктов, где узкоколейка— единственная связь с внешним миром»,— объясняет он.

Программа развития РБК Pro Публичные выступления: новый навык Лидерская харизма: как руководителю быть услышанным Бизнес-коуч Мэтт Абрахамс:  не пытайтесь выступать «правильно» Как не потерять зал: три безотказных приема для выступающих публично Спасение топ-менеджера: 10 приемов для ответа на каверзные вопросы Волнение перед публичным выступлением: как с ним справиться Как подготовиться к удаленному выступлению: чек-лист для спикера

В письме Росжелдора к Минтрансу сообщается, что урегулирование вопроса с незаконным использованием путей необщего пользования для перевозки пассажиров призвано решить «острую проблему транспортной доступности» моногородов, наукоградов, закрытых административно-территориальных образований (ЗАТО), крупнейших агломераций и развивающихся территорий.

Читать также:
В Москве возникли проблемы с оплатой алкоголя и сигарет картой

По состоянию на 2022 год38 российских муниципалитетов носят статус ЗАТО. Хотя численность населения в них часто сопоставима с деревней, они считаются городскими округами. Градообразующими предприятиями 23 ЗАТО являются объекты Минобороны (14 из них обеспечивают функционирование Ракетных войск специального назначения, семь— Военно-морского флота, два— Военно-космических сил), десять— «Росатома» (производят ядерное топливо и оружие), три— «Роскосмоса» (космодром Восточный, Центр подготовки космонавтов им. Гагарина и завод «Звезда»).

Янков приводит пример: к одному из ЗАТО «Росатома»— Железногорску в Красноярском крае— ведет частная дорога от станции Базаиха, и она принадлежит «Атомспецтрансу», «дочке» госкорпорации. Сделать пассажирское движение здесь общедоступным также невозможно.

РБК направил запрос в пресс-службу «Росатома».

Как должна быть реализована легализация

Необходимо сделать перевозку пассажиров на частных и узкоколейных железных дорогах законной, утверждает Янков. Причем сразу распространять технические требования, применимые к путям общего пользования, не следует. Речь идет, например, о размещении кондиционеров в вагонах и прочих условиях комфорта, которые оправданы при реализации массовых перевозок. Если владельцев частных и узкоколейных дорог обязать выполнить эти требования, движение остановится.

«Для начала нужно разработать «облегченные» технические требования и обеспечить финансирование. Что самое главное, если ввести пассажирские перевозки на путях необщего пользования в правовое поле, то субъекты федерации смогут осуществлять дотации также, как они дотируют обычные пригородные пассажирские компании, которые работают на сети РЖД»,— считает Янков. Каждый субъект утверждает комплексный план транспортного обслуживания населения без учета путей необщего пользования и узкоколейных дорог, поэтому власти не могут обеспечить финансирование этих объектов.

«В будущем перевозки требуют дотаций, но эти дотации должны быть легальны на техже основаниях, что дотации получают местные перевозчики»,— резюмировал Янков.

Предложение Росжелдора поддерживает и первый вице-президент Центра экономики инфраструктуры Максим Фадеев: «Если есть инфраструктура, есть свободные пропускные способности и есть спрос на пассажирские перевозки, который можно с помощью этой инфраструктуры удовлетворить,экономически целесообразно организовать пассажирские перевозки по этой инфраструктуре, сняв формальные запреты».

Похожие статьи