Содержание:
Рассказываем, почему назначение Блази поразило индустрию, и что ждет легендарный бренд с его появлением.
Во второй половине 2024 года произошло несколько событий, которые надолго запомнятся модному миру. Во-первых, пост креативного директора Chanel покинула Вирджини Виар. «Правая рука» Карла Лагерфельда проработала в Доме 30 лет, пять из которых была в его главе, однако ее трудолюбие не оправдало ожиданий. Во-вторых, после ухода Вирджини кресло креативного директора (а значит и главного дизайнера) бренда пустовало полгода. А это не то чтобы норма для такого крупного игрока, как Chanel, которому рискованно оставаться без капитана корабля. И в-третьих, в Дом наконец назначили креативного директора, и стал им не самый очевидный кандидат — Матье Блази.
Матье Блази
Вирджини Виар
Кто такой Матье Блази?
Не подумайте, что мы назвали его не самым очевидным креативным директором Дома из-за недостатка таланта или квалификации. Напротив, всего перечисленного у Матье предостаточно. Работал в Calvin Klein с Рафом Симонсом, с Фиби Файло в Celine и в Maison Margiela над кутюрными женскими коллекциями. Но главное — Матье был креативным директором Bottega Veneta, и удачным креативным директором (в отличие от того, на кого не будем показывать пальцем).
Почему Блази не ожидали увидеть в Chanel?
И все же при мысли о том, что во главе Chanel нужно кого-то назначить, Блази всплывал не в первую очередь. По крайней мере по тому, что его коллекции для Bottega, да и дизайнерский подход в целом, никак не ассоциируются с женщиной в твиде, белых колготках и броши с камелией, которая выходит на всех показах Chanel.
Коллекция Bottega Veneta Ready To Wear Autumn/Winter 2024
Коллекция Chanel Ready To Wear Spring/Summer 2025
Еще одна причина, по которой Блази долго не вносили в списки ожидаемых претендентов — его сильные конкуренты. И главный из них — Джон Гальяно, которого как раз прочили на место креативного директора Дома (тем более, что 12 декабря он сообщил об уходе из Maison Margiela). Но пока Гальяно не удается занять место покрупнее, несмотря на покровительство всесильной Анны Винтур. Причиной тому — мировой скандал с его антисемитскими высказываниями и последующая «отмена» .
Коллекция Гальяно, 2016 год
Коллекция Гальяно, 2017 год
По итогу вчерашнего дня игра в «свободные стулья» завершилась назначением Матье Блази на самый «горячий» фэшн-пост последних месяцев. А мы разбираемся, что Сhanel может дать Блази, что Блази может дать Chanel, и почему этот не самый ожидаемый мэтч может быть очень удачным.
Как Матье Блази поменяет Chanel — 5 вариантов
У Дома вырастут продажи
Сейчас самые крупные игроки модного рынка — это конгломераты Kering (владелец — Франсуа Анри-Пино) и LVMH (владелец — Бернар Арно). Первому принадлежат Louis Vuitton, Christian Dior, Loro Piana, Fendi, Celine и другие коммерчески-успешные бренды, прибыль которых растет. У Kering дела похуже: несмотря на владение Gucci, Alexander McQueen и Brioni, доходы конгломерата только падают. Домом, который «делал кассу» Франсуа Анри-Пино, оставался Bottega Veneta — бренд «семейства» стал единственным, кто показал рост продаж в третьем квартале 2024 года.
Chanel, конечно, тоже грех жаловаться на низкую прибыль — даже при Вирджини Виар продажи бренда были довольно «крепкими». Однако много денег не бывает, и Матье Блази поможет Chanel умножить капиталы, как делал это в Bottega.
Коллекция Bottega Veneta Ready To Wear Autumn/Winter 2024
Коллекция Bottega Veneta Ready To Wear Autumn/Winter 2024
Chanel станет трендовым
Продукты Дома всегда будут покупать девушки с Остоженки или Пятой авеню, поскольку Chanel носили и носят их мамы, бабушки и прабабушки. Однако любому бренду, который хочет заработать, необходимо целиться не только на «старые деньги», но и на новую аудиторию.
А в этом деле никак без вещей, которые являются трендовыми (а значит, желанными абсолютным большинством). И в Chanel с этим проблема, ведь молодые девушки не хотят ходить в консервативных и надоевших твидовых костюмах и легендарных 2.55, душа инфлюенсера требует более вирального гардероба.
Коллекция Chanel Ready To Wear Spring/Summer 2025
Коллекция Chanel Ready To Wear Spring/Summer 2025
Матье Блази в этом деле — лучший помощник. Он не станет копировать «коры» в надежде на то, что это никто не заметит (как делают, например, Gucci). Напротив, он создаст свои тренды, которые будут повторять.
За примером далеко ходить не надо: плетеные сумки Bottega быстро стали it-bags, а масс-маркеты начали наперебой отшивать нечто похожее — а это ли не лучшее доказательство того, что тебе удалось создать тренд? К тому же, мы смело можем ждать появления звезд на подиуме (как делала Миучча Прада, пригласив Уильяма Дефо), нестандартных решений (вроде кресел в виде животных, как на показе Bottega) — в общем, всего, что привлечет к бренду «шумиху».
Коллекция Bottega Veneta Ready To Wear Autumn/Winter 2024
Коллекция Bottega Veneta Ready To Wear Autumn/Winter 2024
Улучшится качество изделий
Мы давно привыкли, что стоимость ободка Miu Miu в 100 тысяч рублей — это далеко не гарант того, что он будет качественным. Но когда перед тобой совершенно другие цифры (а стоимость сумки Chanel Classic Flip Bag среднего размера в 2024 году составила $11 тысяч и надменное лицо консультанта в подарок), ты невольно надеешься на старую установку «цена=качество» .
Chanel и близко ее не оправдывают, ведь в 2024 году блогеры заполнили социальные сети жалобами на сколы, трещины и царапины на сумках, которым несколько месяцев от роду. Думаем, что и в особняках Лондона и французской ривьеры этим пусть и тихо, но недовольны постоянные покупатели бренда — а их уж точно терять не хочется.
Сумка из коллекции Chanel Ready To Wear Spring/Summer 2025
Сумка модели Andiamo из коллекции Bottega Veneta Ready To Wear Autumn/Winter 2024
И Матье снова есть что предложить, ведь в Bottega Veneta давали пожизненную гарантию на сумки — звучит столь же самонадеянно, сколь и оправданно, ведь качество у них и правда хорошее. А если на вашей Andiamo-таки сломается цепочка, ее бережно починят (чего не делали для балеток Chanel, чья подошва не выдерживала носки).
Расширится влияние бренда
У Bottega Veneta была, как бы сейчас сказали, своя «экосистема». Нет, они не запустили сервис по заказу такси и доставке продуктов, но постоянно создавали коллаборации с художниками, фотографами и арт-галереями. Это работающий подход, ведь так бренд становится чем-то большим, чем производством одежды и аксессуаров — отныне он полноценный деятель культуры.
Кажется, в Chanel к подобным активностям относятся слишком по-снобски. Однако если хочется расти как в аудитории, так и в прибыли, важно охватывать больше площадок.
Ставки слишком высоки
Мы живем в эпоху дизайнеров, которые толком не успевают раскрыть свой потенциал в бренде, как уже получают просьбу покинуть свой кабинет. Но у Матье Блази есть шанс остаться в Chanel дольше, чем на несколько лет — по крайней мере, этого очень хочет глава фэшн-направления Дома Бруно Павловски. По его словам, сотрудничество с Блази хотят растянуть на 10-15 лет, а это уже говорит о том, насколько высоко его ценят. Впрочем, тут и не нужно читать между строк — Павловски сам об этом заявляет: «Есть много талантливых людей. Но мы искали нечто большее».
Дженнифер Лоуренс в тотал-луке Bottega Veneta
Джейкоб Эйлорди на показе Bottega Veneta
Конечно, ожидать того, что Блази откажется от «кодов» Дома в пользу трендов, не приходится — ведь Chanel этого не хотят. Скорее, это будет свежее и оригинальное прочтение великой истории бренда. Тем более, что у Матье есть на это время — первую коллекцию Chanel под его руководством ждем только в октябре 2025 года.