Все мы знаем про культовые «Яйца Фаберже», которые особенно полюбились Романовым. Однако в истории есть еще более выдающаяся династия ювелиров — Дом Болин, который служил семи правителям России подряд и создавал самые впечатляющие украшения для монаршей семьи, включая настоящий шедевр — Императорскую венчальную корону.
Портрет императрицы Марии Федоровны, императорская корона Екатерины II, царица Александра, супруга императора Николая II
Поражающие своей роскошью украшения из коллекции Романовых представляют особую ценность для экспертов по всему миру. Конечно, ювелирные шедевры императорского двора не ограничились знаменитыми творениями Фаберже, который создал для императорской семьи создал полсотни ювелирных яиц, о которых до сих пор мечтают крупнейшие музеи мира. Тиары, сверкающие браслеты, парюры, ожерелья и броши — все это создавалось в огромных масштабах талантливыми ювелирами, которые задавали высокие стандарты для мастеров по всему миру.
Диадема Елизаветы Федоровны Романовой от ювелирного дома Болин. Свадебный подарок
За всю историю императорской России на монаршую семью работали около 40 ювелиров, но одна династия выделялась особенно — Дом Болин, который возник во время правления Екатерины Великой и просуществовал вплоть до революции. Ювелиры создавали самые дорогие украшения в России и служили семи императорам и императрицам подряд (в то время как Фаберже работал только с двумя последними правителями России). Даже после революции члены семьи сбежали в Швецию, откуда происходил их род, и продолжают заниматься бизнесом до сих пор.
Диадема из бриллиантового гарнитура с изумрудными кабошонами, 1900 год
Болин — один из старейших ювелирных домов в мире. История династии мастеров началась в 1791 году, когда эмигрант из Германии Кристоф-Андреас Ремплер основал свою алмазную фирму в Санкт-Петербурге и быстро стал одним из самых выдающихся ювелиров в городе и «мастером бриллиантов», как его нередко называли. Пять лет спустя император Павел I, сын Екатерины II и Петра III, назначил его придворным ювелиром, а потом и официальным оценщиком Российского Императорского Двора. На пике своей бурной деятельности Дом Болин предоставил Императорскому двору больше, чем все остальные ювелиры вместе взятые .
Императрица Мария Федоровна в русской тиаре
И ее невестка — императрица Александра Федоровна, также в русской тиаре, несколько отличающейся по рисунку «лучей»
После смерти Андреаса Ремплера бизнес унаследовали его зятья-ювелиры — Готлиб Эрнст Ян и Карл Эдуард Болин, за которого вышли замуж дочери основателя фирмы. Готлиб вошел в историю ювелирного искусства, создав уникальное бриллиантовое ожерелье с опалами, стоимость которого составляла в 169 601 рублей (вплоть до 1894 года эта сумма была наиболее высокой). Однако в конечном итоге именно Карл Эдуард после смерти своего партнера стал владельцем Дома и продолжил дело Ремплера.
В 1912 году в знак признания вклада в развитие ювелирного дела в Империи и верной службы Короне император Николай II пожаловал Карлу дворянский титул. Поразительно, что несмотря на явные заслуги и пристальное внимание со стороны двора, Карл Эдуард Болин долгое жил в тени другого Карла — месье Фаберже, имя которого по-прежнему неразрывно связано с российской королевской семьей. Правда, Фаберже, открывший свой бизнес в 1842 году, стал официальным придворным ювелиром только спустя 50 лет.
Карл Эдуард Болин
Некоторые из самых изысканных творений Дома Болин были заказаны по особым случаям, включая королевские свадьбы. В то время как Фаберже специализировался на изысканных пасхальных яйцах, Болин производил уникальные ювелирные изделия, которые были более дорогими.
Согласно книге «Ювелирные сокровища Российского императорского двора» Александра Зимина, Болин оставался предпочтительным ювелиром, когда дело касалось подарков императрице в память о королевской помолвке. Часто в таких роскошных подарках мастера использовали жемчуг. Интересно, что Болин также продавал пасхальные яйца российской королевской семье, что было отмечено в счетах компании.
Портсигар ювелирного дома Болин
Русская революция положила конец историческому дому Фаберже, но что случилось с Bolin? В 1852 году наследник бизнеса Вильгельм Болин основал московский филиал фирмы, который в конечном итоге стал настолько успешным, что начал подписывать свои творения W.A. Bolin и был назначен придворным ювелиром. Обе ветви постоянно сотрудничали, и к началу Первой мировой войны обсуждалась возможность слияния, так как у Эдварда и Густава, оставшихся в Санкт-Петербурге, не было наследников.
Ювелирный дом Болин
В 1912 году Вильгельм открыл магазин в немецком городе Бад-Хомбург, излюбленном месте русской королевской семьи. Именно здесь он и встретил начало войны. Сохранив двойное русско-шведское гражданство, Болин сумел переместить свои активы в Стокгольм и в 1916 году с помощью министра иностранных дел страны и известного банкира Кнута Агатона Валленберга открыл ювелирный салон в Стокгольме. На открытии присутствовал король Густав V. К сожалению, большая часть творений Болина погибла во время революции вместе с российским бизнесом, однако потомки легендарного ювелира все еще продолжают его дело ).
Сейчас ювелиры Дома получают заказы от шведского короля Карла XVI Густава. Так, Дом Болин создал обручальное кольцо, которое носила наследная принцесса Швеции Виктория перед своей свадьбой с принцем Даниэлем в 2010 году.
Принцесса Виктория со своим на тот момент женихом Даниэлем Вестлингом во время объявления помолвки, 24 февраля 2009 год