Народные традиции, Русский Север и современная мода встречаются в гостях у бренда Masha Andrianova. Черпаем вдохновение вместе с вестниками зимы.
Вещи российского бренда Masha Andrianova на городских улицах узнаются безошибочно: несмотря на спокойные натуральные оттенки, они выглядят необычно, даже немного экстравагантно. При этом угадать источник вдохновения основателя марки Маши Андриановой нетрудно — это исторический костюм Русского Севера. Именно об этой дуальности современности и традиционности мы с ней и поговорили.
Вы окончили парижскую школу моды Atelier Chardon Savard, но делаете одежду, вдохновленную русским историческим костюмом. Как это вышло?
Когда меня спрашивают, как я оказалась во Франции, я обычно смеюсь: интереснее то, как я оказалась в России! Мой папа дипломат, и я росла там и даже не думала, что когда-нибудь уеду из Франции. Поэтому логично, что и учиться пошла в парижскую школу. Почему именно моды? С самого детства я мечтала стать дизайнером одежды, но потом меня немножко переклинило, и я начала петь, думала о том, чтобы заняться этим профессионально. Но в лет 20 поняла, что это все-таки не мое, я хочу петь для себя, а не на сцене, и встал вопрос о том, куда пойти.
Маша Андрианова
Тем не менее, даже пока думала о вокальной карьере, не переставала собирать мудборды, какие-то образы. И однажды показала их тете, а она и говорит: «Маша, ну что ты мучаешься? Может, тебе стилистом стать?» Потом мама тоже напомнила мне об этой идее. И я подумала: действительно, почему бы нет! Интересно, что, готовясь к поступлению, я нашла свои блокноты и увидела, что в 9 лет я уже рисовала целые коллекции. А это значит, что выбор верный! Так и оказалось: в Atelier Chardon Savard я почувствовала себя как дома. Мой дедушка говорил, что главное — это найти свою нишу. И я свою нашла.
Уже тогда вдохновлялись русской культурой?
Вообще не думала об этом. Конечно, мы говорили дома на русском языке, но я никак не ассоциировала себя с Россией. Однако в конце обучения преподаватели в качестве дипломного проекта попросили сделать коллекцию, которая была бы как-то очень тесно, лично связана с нами. Как я вышла в этом контексте на русскую тематику, честно, не могу вспомнить. Зато помню, как стою на защите с какими-то вещами, которые успела сделать. И мудборды говорят про одно, а я – совершенно про другое. Про бабушек в деревнях русских, и никто ничего не понимает. Поэтому очевидно, что экзамен я провалила, переделала заново все мудборды и всю коллекцию – так, чтобы тема бабушек появилась. Хотя, если честно, тогда я тех бабушек-то видела, только когда приезжала к родственникам в Москву, на лавочках у подъездов. И это были совсем не такие бабушки, как в деревнях.
Но сейчас ваш главный источник вдохновения – Русский Север. Как вы там оказались?
Я сама по себе “зимний” человек – родилась в феврале, мне очень нравится зима, и меня вообще всегда тянуло на север. Юг ассоциируется с буйством цветов, яркими оттенками, а север – это спокойствие, нейтральные тона, это мне очень близко. Именно отсюда пошел интерес к культуре Русского Севера – сначала меня привлекла просто красивая картинка. А когда в конце 2014-го я переехала из Франции в Москву и начала ходить по музеям, видеть вблизи оригинальные исторические костюмы, то стала искать информацию уже целенаправленно. Каждая вещь – это чья-то судьба, она сделана руками и несет энергию мастера, это не может не вдохновлять. И я захотела делать то же самое. С тех пор я постоянно что-то изучаю на тему русского костюма и могу хоть лекцию про рубаху прочитать.
То есть изучать костюм севера России вы стали раньше, чем там оказались? Но вы все-таки не могли не отправиться туда.
Да. Моим первым направлением была Карелия. Меня очень кстати пригласили поучаствовать в Карельском ремесленном кластере – это вообще моя история: в основном я еду туда, куда меня зовут прочитать лекцию или принять участие в каком-то мероприятии. Также было и с поселком на Пинеге в Архангельской области – там я впервые вживую увидела работу на ткацком станке, познакомилась с местными мастерицами, которые делают традиционные костюмы, подсмотрела новые для себя стежки, вышивки, крой.
Все-таки ваши коллекции – это не реконструкция, несмотря на множество исторических деталей.
Конечно, я же создаю современную одежду. Но делаю это, комбинируя исторические детали. Как? Сама не знаю. Я очень люблю организованность, но в этом вопросе у меня полная бессистемность! Смотрю я на костюм какой-нибудь губернии, и у меня внутри что-то начинает происходить – я вижу и делаю свое. Наверное, этот процесс и называется вдохновением! Я же дизайнер, творческий человек, мне неинтересно повторять и повторяться.
Кто ваши клиенты?
Люди, которые не боятся выходить за привычные рамки, выделяться. Они разных профессий, возраста, но главное, что их объединяет, это внутренняя открытость.
То есть северные спокойные оттенки, натуральные материалы, все то, что отличает бренд Masha Andrianova, – для тех, кого можно назвать экстравагантным? А не думали включить в новые коллекции что-то в прямом смысле слова яркое? Может быть, даже южное?
Дело же не в оттенках и даже не в крое, а в образе в целом! Яркие цвета – это не всегда яркий образ – и, конечно, наоборот. А что касается юга – я не закрываюсь ни от чего. Да, меня тянет на север, но, если меня сейчас пригласят на какое-то интересное мероприятие на юг, я с удовольствием съезжу. И, кто знает, может быть, после такой командировки вы увидите новые цвета и орнаменты в моих коллекциях.
Последний вопрос: что такое русский стиль?
Для меня это люди. Это лица, характеры, традиции — все, что связано с человеком. Именно от человека идет все, в том числе и одежда.
Где купить:
- Masha Andrianova