Показать ещё
Инвестор Стивен Линч назвал OFAC аргументы в пользу покупки «Северного потока-2»: передача трубы консорциуму из США и ЕС, а миноритарной доли — Украине. «Газ не пойдет, пока США не одобрят», пишет он, обещая вложить $700 млн
Сохранение контроля над «Северным потоком-2» отвечает интересам правительства США как сейчас, так и в будущем, когда военный конфликт на Украине закончится и станет возможно использование газопровода, утверждает заинтересованный в покупке российского актива американский бизнесмен Стивен Линч. Аргументы, подтверждающие, по мнению инвестора, эту точку зрения, он привел в своем запросе к OFAC (управление Минфина США) на ведение переговоров с оператором проекта Nord Stream 2 AG. Документ есть у РБК.
«Обеспечение контроля над активом гражданином США, который привержен сотрудничеству и прозрачному взаимодействию с американскими должностными лицами, сталобы значительной победой для национальной безопасности и политики санкций Соединенных Штатов»,— говорится в запросе, поданном в феврале представителем Линча.
В первую очередь, считает Линч, приобретение им «Северного потока-2» гарантирует «дерусификацию актива и разделение операционной деятельности», за которую давно выступает США в Европе (unbundling— принцип европейского газового рынка, согласно которому компания, добывающая или поставляющая газ, не имеет права егоже и транспортировать). По замыслу бизнесмена, трубопроводом могбы управлять консорциум американских и европейских операторов, тогда власти США смогут контролировать использование актива, чтобы «помочь Германии и другим европейским странам смягчить последствия перехода к более надежным источникам энергии (например, к американскому СПГ) и зеленому энергетическому будущему». Соответственно, это предоставит Западу «критический рычаг в любых переговорах с будущим российским руководством» и «может иметь решающее значение» для стабилизации региона, полагает он.
Во-вторых, Линч предлагает предоставить украинскому правительству миноритарную долю в трубопроводе, так что будущие поставки, если они будут, «смогут способствовать усилиям Украины по восстановлению».
В-третьих, контроль минфина США над поставками и доходами. «Никакой газ не будет идти по трубопроводу до тех пор, пока правительство США это не одобрит»,— говорится в запросе Линча. При этом будущий оператор будет привержен прозрачному сотрудничеству с американским правительством и направлять доходы от поставок на контролируемый OFAC счет, предлагает Линч.
В-четвертых, нивелирование экологических и финансовых рисков. Инвестор уверен, что приобретение им трубопровода избавит европейские страны от необходимости проводить дорогостоящую процедуру банкротства и ликвидацию активов беспрецедентной геополитической и юридической сложности. Этот процесс, предупреждает Линч, может потребовать огромных ресурсов со стороны судебных органов и администраций, затянуться на десятилетие и спровоцировать разногласия в Европе по поводу политики санкций США и иных вопросов. Кроме того, новые владельцы смогут проводить работу, необходимую для предотвращения дальнейшего ущерба окружающей среде, считает он.
Текущий статус-кво выгоден США, но швейцарский закон не может долго сдерживать процедуру банкротства Nord Stream 2 AG, осуществление которой несет в себе риски, отмечает Линч. В частности, газопровод может быть приобретен российским, китайским или про-российским европейским покупателем, «что может иметь долгосрочные последствия для энергетической политики США в Европе». При этом, подчеркивает инвестор, его запрос на данном этапе «скромный»: он ищет лишь возможности вести переговоры, а не заключить окончательную сделку. «Только если переговоры приведут к проекту соглашения и только если OFAC и другие заинтересованные стороны правительства США будут уверены, что проект соглашение в интересах Запада, мистер Линч запросит вторую специальную лицензию OFAC на заключение окончательного соглашения о покупке»,— указано в запросе.
Чем известен Линч
Стивен Линч— партнер и основатель международной инвестиционной компании Monte Valle Partners. Она занимается проблемными активами. В частности, в 2007 году через ООО «Промнефтьстрой» инвестор выкупил зарегистрированную в Нидерландах «дочку» ЮКОСа Yukos Finance. Она управляла иностранными активами нефтяной компании.
«Коммерсантъ» в 2011 году писал, что Линч пытался договориться о приобретении доли в сети гипермаркетов «Лента»— от небольшого пакета до контрольного. По данным издания, Август Мейер, владевший на тот момент 40,6% сети, надеялся выкупить еще 30,8% «Ленты» у «ВТБ Капитала» и TPG Capital.
В начале сентября 2022 года Линч стал миноритарным владельцем бывшей швейцарской «дочки» Сбербанка Sberbank (Switzerland) AG. После закрытия сделки ему досталось 10% акций.
Что произошло с «Северным потоком-2»
Процедура банкротства Nord Stream 2 AG началась в 2022 году, после того как из-за санкций США компания не могла соблюдать свои долговые обязательства. Тогда административным управляющим оператора была назначена компания Transliq AG. Затем суд предоставил Nord Stream 2 AG временный мораторий на выплаты кредиторам. Эта приостановка неоднократно продлевалась, но с 10 января 2023 года начал действовать окончательный мораторий, максимальный срок которого составляет 24 месяца. Он истекает 10 января и подразумевает, что после этого должна быть произведена реструктуризация долга или ликвидация актива.
В сентябре 2022 года на обеих нитках «Северного потока» и одной нитке «Северного потока-2» произошли взрывы. Разрушения зафиксированы на частях трубопроводов, расположенных в Балтийском море в исключительных экономических зонах Швеции и Дании. Обе страны, а также Германия занялись расследованием инцидента, однако Россию не подключили. Президент Владимир Путин еще прошлой осенью говорил, что диверсию организовали «англосаксы» и очевидно, кому было выгодно разрушение энергетической инфраструктуры Европы.
Возможные условия покупки
Линч, как следует из письма, после консультаций с юристом уже контактировал с временным управляющим Nord Stream 2 AG. В частности, он запросил информацию «о статусе различных финансовых и операционных вопросов», а также «о планах относительно процесса банкротства». Это произошло в январе 2024 года, а в феврале инвестор провел ряд встреч как с представителями Transliq AG, так и Госдепартамента США, отвечающего за координацию санкционной политики.
В запросе указывается, что бизнесмен понимает неопределенность будущего «Северного потока-2». Однако, если всеже возникнет возможность для приобретения актива, сделка должна быть осуществлена с некоторыми условиями. К примеру, учитывая финансовое состояние Nord Stream 2 AG и физические повреждения «Северного потока-2», Линч ожидает, что сделка будет «с большой скидкой». Чтобы построить газопровод, потребовалось порядка $11 млрд, напоминает бизнесмен. Но затраты на ремонт и поддержание актива в течение неопределенного времени, вероятно, будут значительными. «Кредиторам Nord Stream 2 AG придется согласиться на глубокую девальвацию долгов, причитающихся им, или, как минимум, на длительную отсрочку»,— заявляет Линч.
При этом инвестор считает, что «потенциальная сделка экономически оправдана, если инвестиции, необходимые для «консервации» трубопроводов (т. е. поддержания их неиспользованными), составят $700 млн», а период ожидания возможности его использования в будущем не превысит 10 лет. «Если в течение 10 лет после возможного приобретения мистером Линчем трубопровод не разрешат использовать, он, скорее всего, вернется к банкротству»,— говорится в запросе.
Наконец, структура приобретения потребует вовлечения и согласия европейского консорциума, который финансировал строительство газопровода, «поскольку эти компании являются кредиторами в процедуре несостоятельности», признает Линч. Речь идет не только о европейских Shell, OMV, Engie, Uniper и Wintershall DEA, но и российском «Газпроме».
РБК обратился за комментарием в пресс-службу «Газпрома» и компанию Nord Stream 2 AG.
Поделиться Поделиться Вконтакте Одноклассники Telegram