Россия в преддверии вступления в силу санкций ЕС перенаправила поставки сжиженного углеводородного газа в Центральную Азию и Китай, подсчитало агентство Argus. Но опрошенные РБК эксперты ждут в 2025 году снижения общего экспорта
Российские производители сжиженных углеводородных газов (СУГ) в преддверии вступления в силу санкций Евросоюза перенаправили поставки своей продукции в страны Центральной Азии и Китай, следует из отчета ценового агентства Argus, с которым ознакомился РБК. Запрет на поставки СУГ в Европу вступил в силу 20 декабря.
Что такое СУГ
Сжиженный углеводородный газ получают из попутного нефтяного газа, подвергая его обработке под давлением. СУГ может использоваться для отопления домов, в качестве автомобильного топлива, а также производства нефтехимической продукции.
Ограничения Евросоюза были объявлены еще в конце 2023 года, предполагая годовой переходный период. Под них попал практически весь перечень СУГ, в частности сжиженные пропан и бутан, этилен, пропилен, бутилен и сжиженный бутадиен. Поскольку Европа традиционно была главным рынком для российских сжиженных углеводородных газов (около 80% в 2022 году), то в ЕС рассчитывали сократить экспортные доходы России по этому направлению более чем на €1 млрд. Основным покупателями российских СУГ в ЕС традиционно являлись Польша и страны Прибалтики.
По данным Argus, за 11 месяцев 2024 года общий экспорт СУГ из России уменьшился на 7% по сравнению с аналогичным периодом 2023-го (или 240 тыс. тонн), до 3 млн тонн. Но поставки отдельно в Европу снизилисьна 27% или 600 тыс. т, до 1,6 млн т. В тоже время железнодорожные поставки сжиженного углеводородного газа в Центральную Азию за этот период выросли в 3,4 раза, до 520 тыс. т, а в Китай— на 42%, до 270 тыс. т, приводит данные агентство со ссылкой на информацию экспедиторов. Кроме того, китайские импортеры увеличили закупки СУГ автотранспортом, за январь—ноябрь они подскочили примерно на 100 тыс. т, до 160-170 тыс. т по оценкам участников рынка, говорится в отчете.
Как уточняет агентство Reuters, импорт сжиженных углеводородных газов из России в этом году нарастили такие страны, как Китай, Турция, Таджикистан, Узбекистан, Киргизия, Казахстан, Афганистан, Армения, Грузия, Азербайджан и Монголия. По итогам только девяти месяцев 2024 года доля восточного направления, с учетом Турции, составила около половины от всех экспортных поставок, рассказал РБК редактор ИАЦ RUPEC Дмитрий Семягин. «В абсолютном выражении именно Турция дала большой прирост»,— говорит он. По оценкам эксперта, в январе-сентябре Турция потребила около 515 тыс. т российских СУГ, тогда как за весь 2023 год аналогичный показать составил 543 тыс. т.
Исключения и внутренние поставки
Санкции Евросоюза предполагали и ряд исключений:в частности эмбарго не распространяется на нормальный бутан (н-бутан) и изобутан. По данным Reuters со ссылкой на трейдеров, на долю этих видов СУГ приходится около 20% общего объема экспорта сжиженного газа из России и около 10-15% поставок непосредственно в страны ЕС. В итоге, в конце этого года российские производители стали постепенно увеличивать в ЕС поставки н-бутана и изобутана, сообщает Argus. «Ожидается, что такой экспорт может достичь 20—35 тыс. т в месяц, что позволит польским компаниям смешивать этот продукт с пропаном нероссийского производства»,— полагают эксперты агентства.
В тоже время объем железнодорожных отгрузок СУГ на внутренний рынок также подрос: в январе-ноябре он увеличился на 217,6 тыс. т или на 3% по сравнению с аналогичным периодом 2023 года, до 6,7 млн т. Сохранение динамики ожидается и в 2025 году, что положительно скажется на популярности использования СУГ в качестве моторного топлива. «Во второй половине года цены на сжиженный газ в России держались на относительно высоком уровне, что сдерживает развитие рынка автогаза»,— отмечается в обзоре со ссылкой на мнение трейдеров. При этом по мере приближения даты вступления в силу европейского эмбарго оптовые цены на СУГ в России постепенно снижались, свидетельствуют данные Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой биржи (СПбМТСБ). Так, с пика августа в более чем 37 тыс. руб. за т значение национального индекса биржи по торгам СУГ упало до 13 тыс. руб. на26 декабря.
«Вступление в силу ограничений на поставку СУГ в ЕС однозначно оказывает влияние на текущее снижение биржевых цен на эти продукты и является ключевым психологическим фактором. Однако не стоит забывать и то, что предыдущие повышения цен во многом носили спекулятивный характер»,— говорит Семягин.
Между тем цены на пропан-бутановую смесь на белорусско-польской границе, самом премиальном экспортном направлении, 31 октября достигли максимального значения с декабря 2022 года— $630—632 на тонну (на базисе daf Брест), сообщает Argus. В агентстве объясняют, что «польские компании спешили запастись российским продуктом перед введением эмбарго».
Какие перспективы
Переориентация поставок российскими производителями велась не только последние 11 месяцев, она началась уже и в 2023 году, когда темпы прироста экспорта в Центральную Азию и Китай исчислялись «сотнями процентов», отмечает Семягин. Однако, указывает он, тогда имел место эффект низкой базы. «И по всему прошлому году был зафиксирован фактически двукратный рост»,— говорит эксперт.
«В 2025 году очень вероятно снижение объемов экспорта, так как имеющаяся инфраструктура в Россиине позволяет полностью компенсировать европейские поставки восточным направлением»,— прогнозирует он.
После закрытия экспорта в ЕС с 2025 года основными направлениями поставок российских СУГ на экспорт станут страны Азиатско-Тихоокеанско региона и Турция, считает руководитель направления консалтинга NEFT Research Александр Котов. «Но здесь поставщики сталкиваются не только с высокой конкуренцией со стороны, прежде всего, ближневосточных поставщиков и снижением рентабельности ввиду увеличения транспортных расходов, но и логистическими ограничениями»,— предупреждает он. Так, на востоке России пока нет ни одного действующего морского терминала по перевалке СУГ, а все поставки осуществляются по железной дороге, загрузка которой на сегодняшний день очень высока, уточняет эксперт. При этом проект строительства морского терминала в настоящее время реализуется в Хабаровском крае, он может быть запрещен в начале 2026 года, говорит Котов.
«Вместе с этим, с расшивкой узких мест на Востоке и ликвидацией опасности на Юге, Россия вполне может компенсировать выпавшие из-за рестрикций Запада экспортные объемы— российские СУГ востребованны на мировом рынке»,— считает эксперт.
В целом последние три года объем производства СУГ в России относительно стабилен, в 2024-ом он ожидается на уровне 17,1-17,3 млн т после 17,4 млн т в 2023 году, приводят расчетв NEFT Research. При этом основной спрос внутри страны приходится на три главных сегмента: нефтехимическая промышленность, коммунально-бытовое потребление и автотранспорт. Нефтехимия является крупнейшим потребителем, перерабатывая сжиженный газ на установках пиролиза и дегидрирования. Так, в 2023 году спрос со стороны нефтехимической промышленности составил 7,3 млн т СУГ, в этом году ожидается «примерно тотже уровень», уточняет Котов. Он считает, что существенный рост в этом сегменте будет возможен только после запуска новых мощностей. К примеру, в среднесрочной перспективе ожидается запуск Амурского ГХК компании «Сибур» и второй установки дегидрирования пропана на «ЗапСибНефтехима».
«Что касается автогаза и комбыта, то эти сегменты тоже по сути достигли своего максимума. Более того, и в комбыте, и в секторе автотранспорта усиливается конкуренция со стороны природного газа (программа газификации страны и расширение использования КПГ на транспорте)»,— отмечает Котов. Таким образом, в ближайшее время при «достаточно стабильном внутреннем рынке» и ограниченных транспортных возможностях для экспорта «российские заводы, по всей видимости, будут вынужденны снизить загрузку мощностей», заключает эксперт.
Читайте РБК в Telegram.
Поделиться Поделиться Вконтакте Одноклассники Telegram