Главная Бизнес Аналитики зафиксировали снижение доходности перевозчиков угля

Аналитики зафиксировали снижение доходности перевозчиков угля

от admin

За последние три года доходность оперирования полувагонами для перевозки угля сократилась в полтора раза. Снижение происходит на фоне увеличения оборота вагонов в сети РЖД и роста производственных затрат

За последние три года доходность железнодорожных операторов полувагонов (используются для перевозки широкой номенклатуры насыпных грузов, в том числе угля) снизилась в полтора раза, сообщил в ходе конференции «Операторский бизнес: экономика, качество, технологии» Владимир Савчук, заместитель гендиректора Института проблем естественных монополий (ИПЕМ).

Как уточнил эксперт, среди факторов падения— увеличение оборота вагонов (среднее время их производственного цикла— от погрузки до следующей погрузки), приостановка использования скидки (понижающего коэффициента к тарифам РЖД по прейскуранту 10-01— ключевому тарифному документу РЖД) на перевозку угля по железной дороге, снижение экспортных цен на твердое топливо (по данным агентства NEFT Research, стоимость энергетического угля на базисе FOB «Восточный» в 2022 году составляла $152,24 за тонну, в 2024-м— $84,38), удорожание ремонта вагонов, рост ставок лизинга и банковских ставок.

Сколько стоит перевозка угля по железной дороге

По состоянию на сентябрь 2024 года ставка предоставления (включает в себя доходы, получаемые от грузоотправителя, за вычетом расходов на порожний рейс и отнесенное к обороту вагона) вагонов оценивается ИПЕМ в 3 тыс. руб. против 4,5 тыс. руб. в 2021 году. Конечная стоимость перевозки угля по маршруту Кузбасс— Находка составляет 287,8 тыс. руб. за вагон, три года назад— 207,2 тыс. руб. Таким образом, в 2021 году операторы могли «добавить» к тарифу РЖД 50,9% за привлечение парка, в сентябре 2024-го— 13,9%.

Источник РБК в одном из операторов подтвердил, что такие данные соотносятся с текущей ситуацией на рынке. Другой собеседник, в свою очередь, отметил: хотя начиная с третьего квартала 2021 года доходность была «достаточно высокой» и действительно выше нынешней, сравнивать «краткосрочные пиковые цены» со стабильными в 2024-м некорректно.

Наиболее высокие цены на транспортировку угля отмечаются именно в направлении Дальнего Востока— это самые длинные и востребованные маршруты, отмечают в Информационном центре операторов (ИЦО; информационно-ценовое агентство, которое специализируется на анализе факторов востребованности и доступности грузовых вагонов, а также прогнозировании ставок аренды). «За последний год ставки увеличились на 8–15%, но вырос и тариф РЖД за порожний рейс, заложенный в ставку,— индексация в этом году составила 10,75%. Главное— вырос оборот на 9–17% в зависимости от направления (оборот полувагона на маршруте между Кузбассом и Дальним Востоком вырос до 30 суток против 27,9 суток в сентябре 2023-го). Плюс инфляционное давление»,— уточнил представитель ИЦО.

По данным ИЦО, ставки предоставления полувагонов для перевозки угля изКузбасса в направлении портов в сентябре 2024-го колеблются от 120 тыс. до 170 тыс. руб. в зависимости от направления перевозки и условий контрактов (объем партий, срок договора и другие). В NEFT Research приводят аналогичные данные: так, цена на перевозку угля на маршруте Кузбасс— Восточный сейчас составляет 153–156 тыс. руб. (без НДС), Кузбасс— Усть-Луга— 120–125 тыс. руб., Кузбасс— Тамань— 130–134 тыс. руб.

Читать также:
Минпромторг разработал проект о квоте на российское вино в ресторанах

Какую долю в расходах угольщиков занимает логистика

Отмена понижающих коэффициентов в размере 0,895 и 0,4 (использовался при расстоянии свыше 3,3 км), а также плановые индексации и увеличение оборота полувагонов на сети привели к удорожанию транспортировки угля в полтора раза за два года, подсчитали в NEFT Research. Сейчас доля расходов на перевозку твердого топлива составляет более половины экспортной стоимости угля.

Весной этого года Минтранс совместно с РЖД предложил Минэнерго окончательно отказаться от применения скидок, временно приостановленных в 2022 году в связи с высокой доходностью угольной отрасли. По информации NEFT Research, сейчас обсуждается окончательная отмена скидки с 2025 года.

По оценке Александра Котова, руководителя направления консалтинга NEFT Research, к сентябрю этого года ставки на перевозку угля увеличились на 135–140% по сравнению с 2021 годом. В абсолютном выражении стоимость выросла до 2,4–3,1 тыс. руб. за тонну. Рост затрат при транспортировке наиболее массового угольного груза— энергетического угля— за этот период составил 96–101% в зависимости от направления.

Дополнительно экономику экспорта энергетического угля ухудшило введение экспортной пошлины в октябре 2023 года (установлена на широкий перечень товаров, составляет от 4 до 7%, при курсе менее 80 руб. за доллар обнуляется). В результате падение цен и рост трат на логистику привели к убыточности экспорта энергетического угля (до минус 35% от цены FOB), коксующегося угля (до минус 50% от цены FOB) и обнулению прибыли от поставок антрацита. За последний год правительство несколько раз вводило и приостанавливало действие экспортной пошлины, по состоянию на сентябрь она временно отменена до конца осени. Эксперты, ранее опрошенные РБК, предположили, что возобновление пошлины наравне с увеличением НДПИ и ростом логистических издержек может лишь усилить кризис в угольной отрасли.

Представители СУЭК и «Мечела» отказались от комментариев. В пресс-службах «Русского угля», Распадской угольной компании и «Сибантрацита» не ответили на запросы РБК.

Какие прогнозы

При условии сохранения роста оборота сети, стоимости новых вагонов (заводская цена полувагона в 2024 году составляет около 6 млн руб.; по данным ИПЕМ, к сентябрю 2024 года стоимость выросла на 37% к декабрю 2022-го) и ожидающегося увеличения расходов на ремонт доходность операторов полувагонов продолжит снижаться, считают в ИЦО. «Возможности для повышения ставок предоставления ограничены готовностью грузоотправителей оплачивать возросшую стоимость транспортировки, включающую тариф на перевозку»,— заключает представитель ИЦО.

В пресс-службе РЖД отказались от комментариев. РБК направил запросы представителям крупнейших операторов, среди которых— Первая грузовая компания, Globaltrans, Национальная транспортная компания, «Атлант», «Новотранс».

Поделиться Поделиться Вконтакте Одноклассники Telegram

Похожие статьи