Счетная палата установила ряд проблем в работе Росавтодора по снижению объемов незавершенного строительства и затрат по итогам 2023 года. Эффективность принятых агентством мер аудиторы посчитали недостаточной
Счетная палата выявила ряд недостатков в работе Федерального дорожного агентства (Росавтодора) по сокращению объемов незавершенного строительства и произведенных затрат в 2023 году. РБК ознакомился с заключением аудиторов.
Так, по состоянию на 1 сентября прошлого года у Росавтодора насчитывалось 374 объекта незавершенного строительства (в том числе 241— в стадии строительства) и затратыболее чем в 1 тыс. проектно-изыскательных работ, включая 29 на стадии проектирования. Эффективность мер, направленных на снижение объемов этих проектов, в Счетной палате сочли «недостаточной». В качестве примера приводится сокращение количества приостановленных проектов за шесть лет (с января 2017 года по сентябрь 2023-го) — с 79 до 72 единиц и рост их стоимости с 3,6 млрд до 8,9 млрд руб., количество и объем нереализованной проектно-сметной документации увеличились с 959 до 1 тыс. единиц и с 11,6 млрддо 15,9 млрд руб. соответственно.
«Не осуществление в дальнейшем строительства по разработанной проектно-сметной документации и приостановка (заморозка) строительства приводят к снижению эффективности расходов федерального бюджета»,— отметил Валерий Богомолов, аудитор палаты. Количество «проблемных» объектов— строительство которых приостановлено, объектов без подтверждающих завершение работ документов— составляет 88 единиц (23,5%) с объемом капитальных вложений на сумму около 9 млрд руб.
Что такое Росавтодор
Федеральное дорожное агентство управляет госимуществом в сфере автотранспорта и дорожного хозяйства, в том числе в области учета автодорог, и обеспечивает транспортную безопасность. Управление сетью федеральных автодорог осуществляется агентством напрямую и через систему учреждений, которые осуществляют функции оперативного управления автодорогами федерального значения и искусственными сооружениями на них и обеспечивают безопасное и бесперебойное движение транспорта. В структуре Росавтодора такие функции закреплены за 30 подведомственными учреждениями.
По состоянию на начало 2024 года протяженность федеральных автодорог составляет более 66 тыс. км. Из них в ведении Росавтодора— 61,2 тыс. км, остальные — почти 5 тыс. км— в доверительном управлении госкомпании «Автодор». Агентство также управляет 7,5 тыс. мостов и путепроводов, 47 автодорожными тоннелями и 691 пешеходным переходом в разных уровнях.
Среди нарушений в Федеральном дорожном агентстве аудиторы также указали:
- планирование проектно-изыскательных работ, при котором стоимость их дальнейшей реализации превышает объем бюджета, выделяемый Росавтодору на строительство или реконструкцию объектов капитального строительства; отсутствие первичной учетной документации по учету этих работ; отсутствие проектно-сметной документации и документов, подтверждающих завершение строительства или реконструкции автодорог.
Основная доля направленных Росавтодором предложений по включению объектов в федеральную адресную инвестпрограмму (ФАИП) приходилась на проектно-изыскательные работы— 77,2%, в ФАИП было включено 63,9% из них. Превышение их количества в сравнении с количеством строительно-монтажных работ привело к нереализованной сметной документации. С учетом включенных в ФАИП проектов эти количество и объем составляют 972 единицы и почти 13 млрд руб. При этом документация по 780 объектам капитального строительства на сумму 6,4 млрд руб. не может быть реализована из-за утраты актуальности.
«Указанный факт свидетельствует о возможности оптимизации количества планируемых проектно-изыскательных работ и расходов Росавтодора на их оплату, при этом высвободившиеся средства могут быть направлены на финансирование строительно-монтажных работ»,— говорится в заключении СП.
Расходы федерального бюджета в 2017–2023 годах на разработку проектно-сметной документации оцениваются в 13,7 млрд руб., 6 млрд руб. (43,8%) из них ушли на неиспользованную в дальнейшем документацию.
С учетом проведенного анализа палата разработала перечень предложений, которые позволилибы урегулировать проблемы в работе Росавтодора по сокращению замороженныхпроектов. Так, правительству предлагается поручить Минтрансу совместно с агентством «проработать вопрос об определении оснований и критериев отбора проектов по строительству, реконструкции и обустройству автодорог, в том числе для выполнения проектно-изыскательных работ, а также подготовке предложений для включения в ФАИП этих объектов с одновременным включением затрат на строительно-монтажные работы» до 30 ноября этого года.
Самому Росавтодору— поручить подведомственным ему структурам проработать вопросы: во-первых, восстановления недостающих документов— первичных отчетных, по вводу объектов в эксплуатацию и проектно-сметной документации; во-вторых, об отнесении затрат по фактически введенным объектам капитального строительства в части строительно-монтажных работ в состав основных средств.
Также Росавтодору необходимо до конца ноября 2024 года провести инвентаризацию незавершенных строительных проектов в соответствии с требованиями нормативных и методических документов в части «отражения в инвентаризационных описях данных о характере выполненных работ» с указанием причин их приостановки, а также обеспечить своевременное направление в Федеральное казначейство и дорожное агентство документов о результатах этого анализа для отражения в бюджетном учете и отчетности за 2024 год.
РБК направил запрос в пресс-службу Росавтодора и Минтранс.
Поделиться Поделиться Вконтакте Одноклассники Telegram