Шелковое платье, украшенное бриллиантами, аметистами и жемчугом, тяжелая бархатная мантия и неподъемная корона весом 3 килограмма — рассказываем подробности создания одного из самых важных для Королевы нарядов.
В 1937 году 11-летняя принцесса Елизавета стала свидетельницей того, как ее отец, король Георг VI, официально становится британским монархом. 16 лет спустя, 2 июня 1953 года, она смогла сама прочувствовать на себе все прелести (и сложности) коронационного обряда. Трехчасовая церемония открыла для Британии новую страницу истории, а платье, в котором предстала 27-летняя Елизавета, стало одним из самых известных и впечатляющих нарядов в истории.
Подготовка образа
Образ для будущей венценосной особы готовил британский дизайнер Норман Хартнелл — он же за шесть лет до этого шил для принцессы Лилибет свадебное платье. Кутюрье и правда можно назвать счастливчиком: даже Кристиан Диор, на тот момент один из самых влиятельных людей в индустрии, позавидовал бы теплым отношениями Хартнелла с королевской семьей. Помимо коронационного образа принцессы Лилибет Нортелл также создал наряды для шести ее фрейлин и других высокопоставленных женщин-членов королевской семьи . Событие для дизайнера без преувеличения стало венцом карьеры.
Незадолго до этого дизайнер создал весеннюю коллекцию, в которой было представлено немало элегантных нарядов для женщин, идеально подходящих для церемонии подобного уровня. Поэтому то, что разрабатывать образы для Лилибет и ее гостей будет именно Хартнелл, ни у кого не вызывало сомнений.
null
null
Лилибет сразу сформулировала основные требования к дизайну: платье для коронации должно перекликаться с ее свадебным нарядом и быть выполнено из белого атласа. Образ 27-летней венценосной особы должен олицетворять мощь и силу монархии — и не только для гостей Вестминстерского аббатства и толпы подданных поблизости, но и для 20 миллионов человек, которые смотрели трансляцию по телевизору. При подготовке Хартнелл тщательно изучил историю и традиции коронационных платьев, посетил Лондонский музей и Лондонскую библиотеку и был подкован во всех вопросах протокола и истории нарядов для церемоний.
Хотя варианты дизайна разрабатывал именно Хартнелл, платье создавалось под полным контролем Лилибет. Дизайнер и будущая королева провели восемь консультаций, прежде чем остановились на финальном варианте – платье с рукавами кроя кейп, вырезом в форме сердца и расклешенной юбкой с небольшим шлейфом. Наряд шили из атласа, произведенного в замке Луллингстон в Кенте. Эта шелковая ферма была создана в 30-х годах и производила ткань для коронационного платья королевы-матери в 1937 году, а также материал, использованный Хартнеллом для свадебного платья королевы в 1947 году .
Королева Елизавета II в платье, разработанном Норманом Хартнеллом для ее церемонии Коронации
Елизавета II прибывает в Вестминстерское Аббатство
Дизайнер вместе с королевой отобрал все главные символы Великобритании и стран Содружества: кленовые листы для Канады, снопы колосьев для Пакистана, лотосы для Южной Африки, английские розы, валлийский лук-порей, ирландский трилистник и шотландский чертополох. Узоры были вышиты золотом на белом атласе и украшены бриллиантами, кристаллами, жемчугом, аметистами и розовыми драгоценными камнями. Над орнаментами работали шесть вышивальщиц около 3000 часов. Еще одно важное для принцессы Лилибет уточнение — сделать так, чтобы украшения на ее платье включали цветные нити, а не только белые или оттенка металлик.
Процесс создания наряда держался в строжайшем секрете: Хартнеллу предлагали баснословные суммы, чтобы он поделился подробностями с американскими магазинами, которые хотели как можно быстрее выпустить копии венценосного наряда. Но он сохранил верность королевской семье и отверг абсолютно все предложения (даже очень заманчивые).
Первая примерка
К Рождеству предварительная версия коронационного платья была готова для первой примерки. Мадам Изабель, которая отвечала за создание платья, испытывала некоторые трудности с правильной посадкой тяжелой юбки, украшенной драгоценными камнями. Чтобы наряд смотрелся, как влитой, девушка укрепила шелковую ткань кремовой тафтой и тремя слоями конского волоса. Дополнительная опора давала юбке устойчивость, которая правильно распределяла вес и делала платье легким.
По мере приближения коронации Королева и ее шесть подружек ежедневно репетировали все возможные ситуации. С длинной мантией на плечах Лилибет отрабатывала ходьбу, остановки, вход и выход из кареты, сделанной девушками из стульев. Корона Имперского Государства была также тайно доставлена в Букингемский дворец, чтобы королева смогла носить ее большую часть дня и привыкнуть к тяжелому головному убору весом в семь фунтов (3,1 кг). Впечатляющая корона была украшена 2868 бриллиантами, 17 сапфирами, 11 изумрудами и сотнями жемчужин, четыре из которых раньше были частью серег Елизаветы I. Будущая королева носила ее на занятия, во время полуденного чая и чтения газет. Это помогло ей привыкнуть к форме, весу и научиться балансировать. Конечно, репетиции сыграли должное в день коронации, однако полностью приручить тяжелейший убор так и не удалось. «Вы не можете смотреть свысока, чтобы произнести речь, которую вы обязаны прочитать, — вспоминала Елизавета в документальном фильме о дне коронации. — Потому что, если бы вы это сделали, ваша шея сломалась бы, и она (корона) свалилась бы.
Репетиция
За три дня до коронации Хартнелл доставил коронационное платье во дворец. Когда Королева примерила наряд, она сказала лишь одно слово, чтобы описать чувства — «Великолепно».
Коронационное платье королевы Елизаветы II на выставке в Букингемском дворце
Финальный образ поражал своей роскошью и масштабами. Поверх платья королева надела пурпурную мантию с шелковым подкладом вместо привычного горностая — так образ выглядел светлее и изящнее. Королевская школа рукоделия вышила на мантии золотые оливковые листья и снопы пшеницы, символизирующими мир и процветание — на это потребовалось 3500 часов и силы 12 человек. Сама мантия была выполнена из красного бархата, сотканного Уорнером и сыновьями Брэйнтри из шелка, произведенного Луллингстоне.
День коронации
В общей сложности на церемонии в Вестминстерском аббатстве присутствовал 8 251 гость. Интересно, что сам Норман Хартнелл на торжество не пришел. «Я буду только мешать во дворце», — пояснил дизайнер. Церемония началась ровно в 11 часов утра. На пути к Вестминстерскому аббатству Ее Величество носила государственную диадему Георга IV — корону, часто изображаемую на марках. Диадема была изготовлена в 1820 году и украшена розами, трилистником и чертополохом с 1333 бриллиантами и 169 жемчужинами .
Поверх великолепного платья по протоколу Елизавета должна была надеть белую льняную одежду, называемую colobium sindonis. Хартнелл разработал максимально простое платье без кружев или украшений, чтобы полностью покрыть главное коронационное платье. Кроме того, Хартнелл оставил для Лилибет сюрприз, который изначально не был согласован: он вышил четырехлистник с левой стороны — маленькое предзнаменование на удачу для девушки, которая войдет в историю Британии сразу двух веков.